назад в библиотеку

Настройка равномерной темперации с движением по хроматической гамме

Автор метода В.С. Бирюков

Преж­де, чем опи­сы­вать дан­ный спо­соб на­строй­ки фор­те­пиа­но, есть смысл в об­щих чер­тах про­ана­ли­зи­ро­вать тра­ди­цион­ную схе­му на­строй­ки, ос­но­ван­ную на за­мы­ка­нии квар­то-квин­то­во­го кру­га. Вообще-то круг в дан­ном слу­чае — это по­ня­тие весь­ма ус­лов­ное. Ведь при ис­поль­зо­ва­нии лю­бо­го ме­то­да на­строй­ки, как ста­ро­го, так и ультра­со­вре­мен­но­го, мы фор­ми­руем не­боль­шой учас­ток в се­ре­ди­не зву­ко­во­го диа­па­зо­на ин­стру­мен­та, ина­че го­во­ря, отре­зок хро­ма­ти­чес­кой гам­мы в пре­де­лах од­ной ок­та­вы (ре­же этот от­ре­зок рас­ши­ряет­ся до по­лу­то­ра ок­тав), что­бы ис­поль­зо­вать его в даль­ней­шем в ка­чес­тве эта­ло­на для за­пол­не­ния вс­его диа­па­зо­на ин­стру­мен­та. Так вот, для за­пол­не­ния хро­ма­ти­чес­кой гам­мы в пре­де­лах од­ной ок­та­вы - ча­ще все­го это от ля ма­лой до ля пер­вой ок­та­вы - в тра­ди­цион­ной сис­те­ме ис­поль­зует­ся дви­же­ние по квин­там-квар­там свое­об­раз­ны­ми "зиг­за­га­ми" вверх-вниз-вверх-вниз и т. д., по­ка не за­пол­ним всю эту од­но­ок­тав­ную хро­ма­ти­чес­кую гам­му и вер­нем­ся к ис­ход­ной но­те "ля", с ко­то­рой и на­чи­на­ли дви­же­ние. При этом обра­зует­ся так на­зы­вае­мая ин­тер­валь­ная "це­поч­ка", в ко­то­рой каж­дый по­сле­дую­щий звук на­страи­вает­ся от толь­ко что на­строен­но­го пре­ды­ду­ще­го. Лю­бо­му но­вич­ку объяс­нить эту по­сле­до­ва­тель­ность не со­ста­вит тру­да, и он до­ста­точ­но быс­тро все это пой­мет. Но, как толь­ко де­ло дой­дет до прак­ти­чес­кой реа­ли­за­ции, вот тут и нач­нет­ся "на­би­ва­ние ши­шек". Глав­ный не­дос­та­ток ин­тер­валь­ной це­пи за­клю­чает­ся в том, что ошиб­ка, до­пу­щен­ная где-то в на­ча­ле или се­ре­ди­не пу­ти, де­лает бес­смыс­лен­ным все по­сле­дую­щее дви­же­ние - круг все рав­но не сой­дет­ся. Но на­строй­щик о до­пу­щен­ной ошиб­ке уз­нает толь­ко в кон­це пу­ти. Вот и при­хо­дит­ся воз­вра­щать­ся к на­ча­лу и разыс­ки­вать эту ошиб­ку. Но хо­ро­шо еще, ес­ли это толь­ко од­на не­точ­ность. У ма­ло­опыт­ных на­строй­щи­ков их зна­чи­тель­но боль­ше, и мас­са вре­ме­ни и сил тра­тит­ся на поис­ки оши­бок в по­строе­нии ин­тер­ва­лов. Пря­мо ска­жем, не­бла­го­дар­ное де­ло! По­ла­гаю, что этот не­дос­та­ток и явил­ся глав­ной при­чи­ной то­го, что со­вре­мен­ные мас­те­ра ста­ли ак­тив­но ис­кать аль­тер­на­тив­ные спо­со­бы на­строй­ки, ко­то­рые де­ла­ли бы этот про­цесс бо­лее на­деж­ным и га­ран­ти­ро­ва­ли бы хо­ро­ший, ка­чест­вен­ный ре­зуль­тат. Сей­час сре­ди из­вест­ных мне на­строй­щи­ков-про­фес­сио­на­лов очень ма­ло кто поль­зует­ся квар­то-квин­то­вой сис­те­мой. Мас­те­ра ста­ли ши­ро­ко при­ме­нять и дру­гие ин­тер­ва­лы, в част­нос­ти, тер­ции, секс­ты и де­ци­мы. Что ка­сает­ся тер­ций, то наи­боль­шей по­пу­ляр­ностью поль­зует­ся боль­шая тер­ция. Ко­неч­но, здесь есть опре­де­лен­ные труд­нос­ти, за­клю­чаю­щие­ся в том, что в этих ин­тер­ва­лах бие­ния, обя­за­тель­но при­сут­ствую­щие в рав­но­мер­но-тем­пе­ри­ро­ван­ном строе, идут зна­чи­тель­но ча­ще, чем в квин­тах и квар­тах (в се­ре­ди­не диа­па­зо­на ин­стру­мен­та - 7-8 б. сек.), но их го­раз­до лег­че услы­шать и про­конт­ро­ли­ро­вать! Разумеет­ся, по­тре­бует­ся не­ма­лая тре­ни­ров­ка слу­ха, что­бы вы­ра­бо­та­лась при­выч­ка и спо­соб­ность вос­при­ни­мать и оце­ни­вать ха­рак­тер­ный ритм этих бие­ний, а так­же свое­об­раз­ную ла­до­во-гар­мо­ни­чес­кую окрас­ку дан­ных ин­тер­ва­лов. Но за­то ка­кое мо­раль­ное удовле­тво­ре­ние ис­пы­ты­ваешь, ког­да до­бьешь­ся, что все это со­гла­со­ван­но зву­чит в лю­бом ак­кор­де, в лю­бой то­наль­нос­ти! К то­му же, все эти ин­тер­ва­лы го­раз­до бо­лее чут­ко реа­ги­руют на ма­лей­шие рас­ши­ре­ния или суже­ния, по срав­не­нию с квин­та­ми и квар­та­ми. Я имею в виду хо­ро­шо за­мет­ное да­же для не­тре­ни­ро­ван­но­го слу­ха из­ме­не­ние час­то­ты бие­ний в ин­тер­ва­ле. Имен­но это свойство де­лает их не­за­ме­ни­мы­ми по­мощ­ни­ка­ми для кон­тро­ля точ­нос­ти на­строй­ки тех же кварт и квинт.

Ну а те­перь не­посред­ствен­но о моем пла­не на­строй­ки. В на­ча­ле я го­во­рил о том, что об­ласть тем­пе­ри­ро­ва­ния - это опре­де­лен­ный учас­ток хро­ма­ти­чес­кой гам­мы в се­ре­д­ине диа­па­зо­на ин­стру­мен­та. Вот моя по­сле­до­ва­тель­ность и дви­жет­ся по этой са­мой хро­ма­ти­чес­кой гам­ме. Но, преж­де все­го я де­лаю свое­об­раз­ную "за­го­тов­ку", за­кла­ды­ваю так на­зы­вае­мый "фун­да­мент". Шаг пер­вый - на­строй­ка двух нот ля, со­от­вет­ствен­но пер­вой и ма­лой октав. При­чем, с не­ко­то­рых пор по ка­мер­то­ну я на­страи­ваю ля имен­но ма­лой ок­та­вы, а за­тем уже от нее строю чис­тую ок­та­ву вверх. Да­лее, шаг вто­рой - на­строй­ка но­ты ми, это квин­та вверх от ниж­ней ля с про­вер­кой квар­ты вниз от верх­ней ля. И, на­ко­нец, шаг тре­тий - на­строй­ка но­ты ре, это зна­чит квар­то­вый ход вверх от ниж­ней ля и про­ве­роч­ный квин­то­вый вниз от верх­ней ля. Вот это и есть тот са­мый "фун­да­мент", о ко­то­ром я ска­зал в на­ча­ле. В на­строй­ке этой за­го­тов­ки я ста­раюсь не до­пус­тить да­же ми­зер­ных оши­бок, так как вся даль­ней­шая на­строй­ка бу­дет опи­рать­ся имен­но на эти но­ты. Пос­ле это­го на­строй­ка всех ос­тав­ших­ся зву­ков пой­дет сни­зу вверх по хро­ма­ти­чес­кой гам­ме. Как бу­дет вид­но из даль­ней­ше­го опи­са­ния, я пол­ностью от­ка­зы­ваюсь от ис­поль­зо­ва­ния ин­тер­валь­ной це­поч­ки, т.е. каж­дую но­ту я бу­ду на­страи­вать не от той, ко­то­рая толь­ко что бы­ла на­строе­на, а от удоб­ных мне по тем ин­тер­ва­лам, ко­то­рые я бу­ду ис­поль­зо­вать. Ис­поль­зую же я три ин­тер­ва­ла: ч.квин­та, ч.квар­та и б.тер­ция. Итак, пе­ред на­ча­лом дви­же­ния по хро­ма­ти­чес­кой гам­ме я имею че­ты­ре опор­ных но­ты: ля ма­лой, ре пер­вой, ми пер­вой и ля пер­вой ок­та­вы. И вот те­перь по­дроб­но опи­шу всю на­строй­ку. Си-бе­моль строит­ся, как тер­ция к но­те ре (здесь и в даль­ней­шем я имею в ви­ду боль­шие тер­ции). Си-бе­кар - как квар­та к но­те ми. До - как тер­ция к той же ми. До-диез - как тер­ция к ниж­ней ля. Ре про­пус­каем, она уже на­стро­ена. Ми-бе­моль на­страи­ваем, как квар­ту к Си-бе­моль и тут же уточ­няем ее, как тер­цию к Си (Си—Ре-диез). К это­му мо­мен­ту у нас уже на­строи­лись под­ряд че­ты­ре тер­ции: Ля—До-диез, Си-бе­моль—Ре, Си—Ре-диез и До—Ми. По­яви­лась воз­мож­ность про­ве­рить, вы­пол­няет­ся ли усло­вие с по­сте­пен­ным уско­ре­нием бие­ний в тер­циях. Сле­дую­щая но­та Фа (Ми бы­ла на­строе­на в на­ча­ле). Эту но­ту я на­страи­ваю, как квин­ту к Си-бемоль, а пос­ле про­ве­ряю и уточ­няю тре­мя ин­тер­ва­ла­ми: квар­той До—Фа, тер­цией Ре-бе­моль—Фа и тер­цией Фа—Ля (имеет­ся в виду Ля 1-й ок­та­вы). Фа-диез на­страи­ваю квар­той к До-диез и двой­ной кон­троль - квин­та Си—Фа-диез и тер­ция Ре—Фа-диез. Сле­дую­щую Соль строю квар­той к Ре, а про­ве­ряю квин­той До—Соль и тер­цией Ми-бе­моль—Соль, то есть та же схе­ма. И в за­вер­ше­ние по­след­нюю но­ту Соль-диез вво­жу точ­но так же: на­строеч­ный ин­тер­вал квар­та Ре-диез—Соль-диез и кон­тро­ли­рую­щие квин­та До-диез—Соль-диез и тер­ция Ми—Соль-диез. На­строй­ка за­вер­ше­на. В про­цес­се всей на­строй­ки обя­за­тель­но сле­жу за тем, что­бы в тер­циях бы­ло по­сте­пен­ное уско­ре­ние бие­ний. Это от­лич­ный тест для про­вер­ки ка­чес­тва на­строй­ки, ка­ким бы спо­со­бом она ни произ­во­ди­лась. Ко все­му опи­са­нию я при­сое­ди­няю все это в нот­ном из­ло­же­нии. В за­клю­че­ние ска­жу, что при­ме­нять мой ме­тод мож­но пос­ле то­го, как слух бу­дет на­тре­ни­ро­ван на вос­прия­тии боль­ших тер­ций. Но в ка­чес­тве пред­ва­ри­тель­ной, чер­но­вой на­строй­ки я мо­гу ре­ко­мен­до­вать его лю­бо­му мас­те­ру, так как де­лает­ся все это очень быс­тро.






назад в библиотеку