назад в библиотеку

А.В. Яновский

Назначение и функции бентиков в механике современного пианино

Су­щес­твует не­ма­ло тем, до­стой­ных то­го, что­бы их об­суж­дать бес­ко­неч­но. Но те­ма наз­на­че­ния, функ­ций и вы­те­каю­щих из это­го пра­вил ре­гу­ли­ров­ки и конт­ро­ля со­стоя­ния и по­ло­же­ния бен­ти­ков в ме­ха­ни­ке со­вре­мен­но­го пиа­ни­но к ним, ко­неч­но же, не от­но­сит­ся. Поэ­то­му, как мне ка­жет­ся, про­шед­шая на фо­ру­ме в её рам­ках дис­кус­сия бы­ла до­ста­точ­но пло­до­твор­ной, хо­тя и нуж­дает­ся в не­ко­то­ром ло­ги­чес­ком за­вер­ше­нии, что я, с поз­во­ле­ния кол­лег, по­пы­тал­ся сде­лать и для че­го этой не­зна­чи­тель­ной на пер­вый взгляд де­таль­ке, бен­ти­ку (кста­ти, в Рос­сии сло­во бен­тик произ­ве­ли от не­мец­ко­го Bändchen – лен­точ­ка), при­шлось по­свя­тить це­лую дан­ную статью.

С пра­ви­ла­ми ре­гу­ли­ров­ки бен­ти­ков мы, по­хо­же, ра­зо­бра­лись в хо­де дис­кус­сии до­ста­точ­но ос­но­ва­тель­но. Их все­го че­ты­ре, три из ко­то­рых (им­пе­ра­тив­ные, то есть обя­за­тель­ные) от­но­сят­ся к каж­до­му бен­ти­ку в от­дель­нос­ти, а чет­вёр­тое (ре­ко­мен­да­тель­ное) ко всем бен­ти­кам вмес­те. Эти пра­ви­ла гла­сят:

  1. В на­хо­дя­щем­ся в со­стоя­нии по­коя уз­ле ме­ха­ни­ки при пра­виль­но от­ре­гу­ли­ро­ван­ном шпил­лер­люф­те бен­тик дол­жен иметь про­ви­са­ние 1–1,5 мм от­но­си­тель­но услов­ной пря­мой ли­нии, про­хо­дя­щей че­рез оба его кон­ца.
  2. При на­жи­ме на ле­вую пе­даль, вы­звав­шем от­ход по­движ­нό­го ру­лейс­тика от не­по­движ­но­го на 2-3 мм, бен­тик дол­жен на­тя­нуть­ся, но фи­гу­ра долж­на остать­ся по­ка не­по­движ­ной.
  3. При на­жи­ме на ле­вую пе­даль до от­ка­за бен­тик дол­жен фи­гу­ру слег­ка при­под­нять. Ве­ли­чи­на это­го подъё­ма за­ви­сит от уста­нов­лен­ной на каж­дом кон­крет­ном му­зы­каль­ном ин­стру­мен­те ве­ли­чи­ны хо­да по­движ­но́­го ру­лейс­ти­ка, ре­гу­ли­руе­мой ве­ли­чи­ной хо­да ле­вой пе­да­ли и ве­ли­чи­ной за­зо­ра меж­ду упор­ной по­верх­ностью пе­даль­ной пал­ки и ниж­ней плос­костью ры­ча­га по­движ­но́­го ру­лейс­ти­ка. Ес­ли пол­ный ход ле­вой пе­да­ли ко­ро­че и/или за­зор меж­ду пе­даль­ной пал­кой и ры­ча­гом по­движ­но́­го ру­лейс­тика ве­лик, подъём фи­гу­ры бу­дет мень­ше и наобо­рот.
  4. Же­ла­тель­но стре­мить­ся к то­му, что­бы все бен­ти­ки вмес­те бы­ли от­ре­гу­ли­ро­ва­ны едино­об­раз­но, но на из­но­шен­ных ме­ха­ни­ках не­боль­шие от­кло­не­ния от это­го «идеала» впол­не до­пус­ти­мы, лишь бы каж­дый узел в от­дель­нос­ти ра­бо­тал пра­виль­но.

Те­перь при­ве­дём пол­ный пе­ре­чень опре­де­ле­ний функ­ций бен­ти­ков в ме­ха­ни­ке со­вре­мен­но­го пиа­ни­но, по­сколь­ку не­ко­то­рым мас­те­рам, тем бо­лее на­чи­наю­щим, они ча­ще все­го до кон­ца не яс­ны, так как в спе­циаль­ной ли­те­ра­ту­ре ли­бо не про­пи­са­ны во­все, ли­бо про­пи­са­ны неяс­но и не­до­ста­точ­но.

  1. Пер­вая функ­ция прояв­ляет се­бя неяв­но для фор­те­пиан­но­го мас­те­ра при уста­нов­ке ме­ха­ни­ки в му­зы­каль­ный ин­стру­мент. На сня­той ме­ха­ни­ке бен­ти­ки под­дер­жи­вают фи­гу­ры в под­ве­шен­ном со­стоя­нии, и ес­ли бы их не бы­ло, фи­гу­ры и жёст­ко свя­зан­ные с ни­ми шпил­ле­ры опус­ти­лись бы до мак­си­маль­но дозво­лен­ных конс­трук­цией ме­ха­ни­ки пре­де­лов. До­ста­точ­но да­же не очень раз­ви­то­го вообра­же­ния, что­бы по­нять, что при та­ком по­ло­же­нии фи­гур уста­нов­ка ме­ха­ни­ки в ра­бо­чее по­ло­же­ние пре­вра­ти­лась бы в за­да­чу чу­до­вищ­ной слож­нос­ти. Но это ещё не всё. При та­кой уста­нов­ке шпил­ле­ры по­па­да­ли бы го­лов­ка­ми не под шуль­тер­ные вы­сту­пы, а под шуль­те­ры, что при не­ос­то­рож­ных дейс­твиях мас­те­ра спо­соб­но при­вес­ти к раз­ру­ше­нию до­ста­точ­но хруп­ких де­ре­вян­ных де­та­лей ме­ха­ни­ки.
  2. Вто­рая функ­ция бен­ти­ка про­яв­ляет се­бя с мо­мен­та от­пус­ка­ния на­жа­той кла­ви­ши. По­нят­но, что воз­врат мо­лот­ка в ис­ход­ное по­ло­же­ние при­зва­на обес­пе­чи­вать шуль­тер­ная пру­жин­ка. Но слу­чает­ся, что ес­ли её ме­талл «уто­мил­ся» или ход мо­лот­ка по ка­кой-ли­бо при­чи­не за­труд­нён (на­при­мер, вслед­ствие час­то встре­чае­мо­го чрез­мер­но­го тре­ния в уз­ле соеди­не­ния гам­мер­шти­ля с кап­сю­лем), уси­лия пру­жин­ки ока­зы­вает­ся не­дос­та­точ­но. А априори уве­ли­чи­вать её си­лу не­це­ле­со­об­раз­но, по­сколь­ку при стан­дарт­ных для ме­ха­ни­ки пиа­ни­но ры­чаж­ных со­от­но­ше­ниях уси­ле­ние её на один грамм от­зо­вёт­ся уве­ли­че­нием на не­сколь­ко грам­мов ста­ти­чес­ко­го со­про­тив­ле­ния кла­ви­ши. И в та­ких слу­чаях на по­мощь шуль­тер­ной пру­жин­ке при­хо­дит бен­тик. Он, под­гру­жен­ный на про­ти­во­по­лож­ном кон­це ве­сом сво­бод­но па­даю­щей фи­гу­ры, рыв­ком по­мо­гает шуль­тер­ной пру­жин­ке при­дать мо­лот­ку уско­ре­ние об­рат­но­го хо­да.
  3. Третья функ­ция про­яв­ляет се­бя в том, что пос­ле от­пус­ка­ния кла­ви­ши меж­ду фи­гу­рой, на­чав­шей воз­врат­ное дви­же­ние рань­ше мо­ло­тка, и мо­лот­ком, на­чав­шим воз­врат­ное дви­же­ние пос­ле фи­гу­ры, на­тя­нув­ший­ся бен­тик уста­нав­ли­вает по­стоян­ное рас­стоя­ние, рав­ное вы­со­те шпил­ле­ра плюс шпил­лер­люфт, рас­ши­рен­ный за счёт на­тя­же­ния (то есть лик­ви­да­ции про­ви­са­ния) бен­ти­ка. Это не­об­хо­ди­мо и это­го впол­не до­ста­точ­но, что­бы шпил­лер, тол­кае­мый шпил­лер­ной пру­жи­ной, при­шёл в ра­бо­чее по­ло­же­ние (то есть сво­бод­но уста­но­вил­ся под шуль­тер­ным вы­сту­пом) за­дол­го до воз­вра­та в ис­ход­ное по­ло­же­ние кла­ви­ши, что поз­во­ляет пиа­нис­ту при пра­виль­ной ре­гу­ли­ров­ке уз­ла ме­ха­ни­ки осу­щест­вить по­втор­ный удар мо­ло­тка по стру­не не бо­лее чем с по­лу­хо­да кла­ви­ши (ре­пе­ти­ция).
  4. Чет­вёр­тая функ­ция прояв­ляет се­бя в мо­мент при­ну­ди­тель­ной оста­нов­ки на пол­пу­ти воз­вра­щаю­щей­ся в ис­ход­ное по­ло­же­ние кла­ви­ши, ког­да на уже оста­но­вив­ший­ся шпил­лер на­ты­кает­ся сле­дую­щий за ним шуль­тер. Ес­ли бы бен­тик от­сут­ство­вал, рас­стоя­ние меж­ду шпил­ле­ром и шуль­те­ром при воз­врат­ном их хо­де уве­ли­чи­лось бы к это­му мо­мен­ту на­столь­ко, что шуль­тер, ак­тив­но спру­жи­нив от шпил­лера, при­ну­дил бы мо­ло­ток из­ме­нить на­прав­ле­ние дви­же­ния в сто­ро­ну стру­ны и со­вер­шить по ней не­пред­на­ме­рен­ный по­втор­ный удар или да­же не­сколь­ко уда­ров (не­ко­то­рые фор­те­пиан­ные мас­те­ра на­зы­вают это тре­мо­ли­ро­ва­нием). Убе­ре­гает от это­го не­же­ла­тель­но­го яв­ле­ния на­ли­чие в ме­ха­ни­ке на­тя­ну­то­го в этот мо­мент бен­ти­ка, во-пер­вых, тем, что соз­даёт и удер­жи­вает меж­ду фи­гу­рой и шуль­те­ром по­стоян­ное рас­стоя­ние, при ко­то­ром за­зор меж­ду го­лов­кой шпил­ле­ра и шуль­тер­ным вы­сту­пом не­ве­лик и по­то­му ве­ли­чи­на от­ра­же­ния при на­ты­ка­нии шуль­те­ра на шпил­лер не­зна­чи­тель­на; во-вто­рых, вес фи­гу­ры, под­ве­шен­ной на про­ти­во­по­лож­ном от мо­лот­ка кон­це бен­ти­ка, пре­пят­ствует из­ме­не­нию на­прав­ле­ния дви­же­ния мо­лот­ка в сто­ро­ну стру­ны.



назад в библиотеку