назад в библиотеку
А.В. Яновский
Назначение и функции бентиков в механике современного пианино
Существует немало тем, достойных того, чтобы их обсуждать бесконечно. Но тема назначения, функций и вытекающих из этого правил регулировки и контроля состояния и положения бентиков в механике современного пианино к ним, конечно же, не относится. Поэтому, как мне кажется, прошедшая на форуме в её рамках дискуссия была достаточно плодотворной, хотя и нуждается в некотором логическом завершении, что я, с позволения коллег, попытался сделать и для чего этой незначительной на первый взгляд детальке, бентику (кстати, в России слово бентик произвели от немецкого Bändchen – ленточка), пришлось посвятить целую данную статью.
С правилами регулировки бентиков мы, похоже, разобрались в ходе дискуссии достаточно основательно. Их всего четыре, три из которых (императивные, то есть обязательные) относятся к каждому бентику в отдельности, а четвёртое (рекомендательное) ко всем бентикам вместе. Эти правила гласят:
- В находящемся в состоянии покоя узле механики при правильно отрегулированном шпиллерлюфте бентик должен иметь провисание 1–1,5 мм относительно условной прямой линии, проходящей через оба его конца.
- При нажиме на левую педаль, вызвавшем отход подвижнόго рулейстика от неподвижного на 2-3 мм, бентик должен натянуться, но фигура должна остаться пока неподвижной.
- При нажиме на левую педаль до отказа бентик должен фигуру слегка приподнять. Величина этого подъёма зависит от установленной на каждом конкретном музыкальном инструменте величины хода подвижно́го рулейстика, регулируемой величиной хода левой педали и величиной зазора между упорной поверхностью педальной палки и нижней плоскостью рычага подвижно́го рулейстика. Если полный ход левой педали короче и/или зазор между педальной палкой и рычагом подвижно́го рулейстика велик, подъём фигуры будет меньше и наоборот.
- Желательно стремиться к тому, чтобы все бентики вместе были отрегулированы единообразно, но на изношенных механиках небольшие отклонения от этого «идеала» вполне допустимы, лишь бы каждый узел в отдельности работал правильно.
Теперь приведём полный перечень определений функций бентиков в механике современного пианино, поскольку некоторым мастерам, тем более начинающим, они чаще всего до конца не ясны, так как в специальной литературе либо не прописаны вовсе, либо прописаны неясно и недостаточно.
- Первая функция проявляет себя неявно для фортепианного мастера при установке механики в музыкальный инструмент. На снятой механике бентики поддерживают фигуры в подвешенном состоянии, и если бы их не было, фигуры и жёстко связанные с ними шпиллеры опустились бы до максимально дозволенных конструкцией механики пределов. Достаточно даже не очень развитого воображения, чтобы понять, что при таком положении фигур установка механики в рабочее положение превратилась бы в задачу чудовищной сложности. Но это ещё не всё. При такой установке шпиллеры попадали бы головками не под шультерные выступы, а под шультеры, что при неосторожных действиях мастера способно привести к разрушению достаточно хрупких деревянных деталей механики.
- Вторая функция бентика проявляет себя с момента отпускания нажатой клавиши. Понятно, что возврат молотка в исходное положение призвана обеспечивать шультерная пружинка. Но случается, что если её металл «утомился» или ход молотка по какой-либо причине затруднён (например, вследствие часто встречаемого чрезмерного трения в узле соединения гаммерштиля с капсюлем), усилия пружинки оказывается недостаточно. А априори увеличивать её силу нецелесообразно, поскольку при стандартных для механики пианино рычажных соотношениях усиление её на один грамм отзовётся увеличением на несколько граммов статического сопротивления клавиши. И в таких случаях на помощь шультерной пружинке приходит бентик. Он, подгруженный на противоположном конце весом свободно падающей фигуры, рывком помогает шультерной пружинке придать молотку ускорение обратного хода.
- Третья функция проявляет себя в том, что после отпускания клавиши между фигурой, начавшей возвратное движение раньше молотка, и молотком, начавшим возвратное движение после фигуры, натянувшийся бентик устанавливает постоянное расстояние, равное высоте шпиллера плюс шпиллерлюфт, расширенный за счёт натяжения (то есть ликвидации провисания) бентика. Это необходимо и этого вполне достаточно, чтобы шпиллер, толкаемый шпиллерной пружиной, пришёл в рабочее положение (то есть свободно установился под шультерным выступом) задолго до возврата в исходное положение клавиши, что позволяет пианисту при правильной регулировке узла механики осуществить повторный удар молотка по струне не более чем с полухода клавиши (репетиция).
- Четвёртая функция проявляет себя в момент принудительной остановки на полпути возвращающейся в исходное положение клавиши, когда на уже остановившийся шпиллер натыкается следующий за ним шультер. Если бы бентик отсутствовал, расстояние между шпиллером и шультером при возвратном их ходе увеличилось бы к этому моменту настолько, что шультер, активно спружинив от шпиллера, принудил бы молоток изменить направление движения в сторону струны и совершить по ней непреднамеренный повторный удар или даже несколько ударов (некоторые фортепианные мастера называют это тремолированием). Уберегает от этого нежелательного явления наличие в механике натянутого в этот момент бентика, во-первых, тем, что создаёт и удерживает между фигурой и шультером постоянное расстояние, при котором зазор между головкой шпиллера и шультерным выступом невелик и потому величина отражения при натыкании шультера на шпиллер незначительна; во-вторых, вес фигуры, подвешенной на противоположном от молотка конце бентика, препятствует изменению направления движения молотка в сторону струны.
назад в библиотеку
|