назад в библиотеку
В.А. Клопов
Одна из самых «больных» проблем фортепианного мастера, работающего в музыкальных учебных заведениях — как уберечь от износа новые и относительно новые молотки и как их отремонтировать, если они уже сильно изношены, не раз шлифованы и пробиты почти или совсем до керна. По строгим правилам искусства технического обслуживания фортепиано в последнем случае молотки или только их головки следует заменить новыми. Однако много ли найдется обычных музыкальных учебных заведений на просторах бывшего СССР (ведущие консерватории — не в счет), способных наскрести в своих бюджетах пару сотен долларов на новый затц молотков, особенно, если речь идет не о главном рояле на сцене большого зала, а о рядовых инструментах — «рабочих лошадках», на которых игра не прекращается с раннего утра до позднего вечера ежедневно? Очевидно, что болезнь проще и дешевле предупредить, чем лечить. Давно известен и довольно широко применяется способ оклейки молотков замшей. По моим наблюдениям, хорошая прочная замша на интенсивно эксплуатируемом инструменте служит до износа 5-7 лет (в редких случаях — до 10 лет), обычная — 2-4 года. Оклеенный замшей молоток практически не изнашивается (речь идет о только фильце молотка, а не о капсюле — последний изнашивается независимо от оклейки головки). На домашнем инструменте замша служит немного дольше. Но рано или поздно замша пробивается насквозь, и с этого момента начинается обычный, уже ничем не сдерживаемый износ молоткового фильца. Анализируя с разных точек зрения вносимый замшей эффект, можно отметить ряд недостатков, органически присущих этому материалу. А именно:
Всё перечисленное наводит на мысль: а нельзя ли подобрать иной материал для оклейки молотков, без этих недостатков? Этот материал должен обладать следующими свойствами:
Всеми перечисленными свойствами обладает широко распространенный материал — ткань простейшего ситцевого переплетения с составом «хлопок-лавсан» в пропорции 35/65. Такая ткань часто употребляется на мужские рубашки, выглядит как обыкновенный ситец, но не требует глажения после стирки. В 2000 г. в алматинской ЦМШ мне пришлось обслуживать очень неплохую от природы, но сильно изношенную большую концертную «эстонию» начала 70-х годов, со швандеровской механикой, на которой начиная с середины 2-й октавы и выше фильц на молотках был пробит почти, а кое-где и совсем до дерева. Заменять молотки было нечем, и я решил наклеить на совсем сношенные головки толстую мягкую кожу, но упрятать ее не под замшу, как я делал раньше в таких же безвыходных ситуациях, а под альтернативный материал — хлопко-лавсановую ткань. Для пробы я оклеил несколько молотков этой тканью в разных регистрах (в дискантах — с подклейкой слоя толстой кожи) и долго играл на рояле, вслушиваясь в произошедшее изменение тембра оклеенных молотков. Убедившись, что хуже не стало, решился на полную оклейку. Раскрой лоскутков ткани — дело тоже кропотливое, но гораздо более производительное, чем в случае замши: не нужно тянуть кусок в разных направлениях, пытаясь определить ось наибольшего сопротивления. Уток и основа такой ткани одинаковы, поэтому можно просто нарезать полоски вдоль нитей. Не нужно и прикидывать запас ширины полоски в расчете на ее сужение при растягивании вдоль: как ни тяни полоску ткани, она от этого уже не станет. Поэтому кроить надо точно по ширине молотков с запасом не более 0.5 мм. Удобно заготовить сразу десятка два ленточек длиной 10-20 см и приклеить их к молоткам сначала только одним концом. К моменту окончания работы с последней из них, склейка на первой уже вполне окрепнет, и можно будет приклеивать второй конец полоски с необходимым натяжением. Закончив работу с этими 10-20 молотками, обрезаем излишек ткани острым ножом по кромке проклеенного места, стараясь не порезать фильц. Обрезки ленточек используем для оклейки следующей партии молотков. Для оклейки лучше всего использовать клей ПВА: благодаря его бесцветности место склейки выглядит достаточно аккуратно, несмотря на то, что клей пропитывает ткань насквозь. Для предотвращения опадания нитей кромок ткани достаточно после оклейки прогладить кромки полосок довольно горячим утюгом (терморегулятор в положении «хлопок»), чтобы слегка оплавить концы поперечных нитей полоски ткани. Таким способом я всего за 4 часа работы оклеил весь затц молотков упомянутой «эстонии», причем во всей верхней половине диапазона пришлось подклеивать и кожу. Результат был весьма удовлетворительный: тембр рояля, ранее резковатый, слегка смягчился, максимальная громкость, ранее явно чрезмерная для небольшой комнаты, оказалась теперь подходящей, появилась возможность, ранее недостижимая, легко управлять оттенками тихой игры вплоть до тончайшего пианиссимо. Интонировка оклеенных молотков (кроме, разумеется тех, на которых под ткань была наклеена кожа) оказалась вполне достижимой, причем наличие ткани как бы и вовсе здесь не замечалось. Самое интересное, что даже молотки с подклеенной под ткань кожей совсем не выпадали из общего тембрового строя инструмента: характерный для такой оклейки при замшевом верхнем слое «деревянный» тембр отсутствовал, была лишь чуть заметная тускловатость и меньшее различие окраски звука в пиано и форте. Вскоре я тем же способом оклеил еще два рояля: один — пожилой салонный «фёрстер» в этом же классе и маленький сильно изношенный «красный октябрь» в консерватории — в последнем случае также с подклейкой кожи в верхних дискантах. На сегодня, по истечении 10 лет, состояние такое: ни единой отклейки, износ ткани практически отсутствует, достигнутый тембр стабилен. С тех пор во всех случаях, когда требовалась оклейка молотков, я использовал только ткань. Если вновь обратиться к сформулированным выше требованиям к заменителю замши, то из сказанного ясно, что хлопко-лавсановая ткань уже прошла испытание по всем пунктам. И даже если ткань со временем все-таки износится, ее замена — хоть на одном молотке, хоть на десятке — не составит заметного труда, а свойства новой полоски, которую придется наклеить на молоток вместо старой, будут вполне соответствовать общему строю молотков, даже если новая полоска будет выкроена из совсем другой партии этой ткани. Анализируя поведение оклеенного молотка в момент удара о струны и сравнивая свойства замши и хлопко-лавсановой ткани в качестве материала оклейки, можно установить следующее:
С учетом всего сказанного, я могу смело порекомендовать описанный метод предупреждения износа, а также ремонта молотков для всех инструментов — как роялей, так и пианино, как домашних, так и концертных. назад в библиотеку |