назад в библиотеку

В.А. Клопов

О сохранении и ремонте фортепианных молотков

Од­на из са­мых «боль­ных» проб­лем фор­те­пиан­но­го мас­те­ра, ра­бо­таю­ще­го в му­зы­каль­ных учеб­ных за­ве­де­ниях — как убе­речь от из­но­са но­вые и от­но­си­тель­но но­вые мо­лот­ки и как их от­ре­мон­ти­ро­вать, ес­ли они уже силь­но из­но­ше­ны, не раз шли­фо­ва­ны и про­би­ты поч­ти или со­всем до кер­на. По стро­гим пра­ви­лам ис­кус­ства тех­ни­чес­ко­го об­слу­жи­ва­ния фор­те­пиа­но в по­след­нем слу­чае мо­лот­ки или толь­ко их го­лов­ки сле­дует за­ме­нить но­вы­ми. Од­на­ко мно­го ли най­дет­ся обыч­ных му­зы­каль­ных учеб­ных за­ве­де­ний на про­сто­рах быв­ше­го СССР (ве­ду­щие кон­сер­ва­то­рии — не в счет), спо­соб­ных на­скре­сти в своих бюд­же­тах па­ру со­тен дол­ла­ров на но­вый затц мо­лот­ков, осо­бен­но, ес­ли речь идет не о глав­ном роя­ле на сце­не боль­шо­го за­ла, а о ря­до­вых ин­стру­мен­тах — «ра­бо­чих ло­шад­ках», на ко­то­рых иг­ра не пре­кра­щает­ся с ран­не­го ут­ра до позд­не­го ве­че­ра еже­днев­но?

Оче­вид­но, что бо­лезнь про­ще и де­шев­ле пред­у­пре­дить, чем ле­чить. Дав­но из­вес­тен и до­воль­но ши­ро­ко при­ме­няет­ся спо­соб оклей­ки мо­лот­ков зам­шей. По моим на­блю­де­ниям, хо­ро­шая проч­ная зам­ша на ин­тен­сив­но экс­плуа­ти­руе­мом ин­стру­мен­те слу­жит до из­но­са 5-7 лет (в ред­ких слу­чаях — до 10 лет), обыч­ная — 2-4 года. Оклеен­ный зам­шей мо­ло­ток прак­ти­чес­ки не из­на­ши­вает­ся (речь идет о толь­ко филь­це мо­лот­ка, а не о кап­сю­ле — по­след­ний из­на­ши­вает­ся не­за­ви­си­мо от оклей­ки го­лов­ки). На до­маш­нем ин­стру­мен­те зам­ша слу­жит не­мно­го доль­ше. Но ра­но или позд­но зам­ша про­би­вает­ся на­сквозь, и с это­го мо­мен­та на­чи­нает­ся обыч­ный, уже ни­чем не сдер­жи­вае­мый из­нос мо­лот­ко­во­го филь­ца.

Ана­ли­зи­руя с раз­ных то­чек зре­ния вно­си­мый зам­шей эф­фект, мож­но от­ме­тить ряд не­до­стат­ков, ор­га­ни­чес­ки при­су­щих это­му ма­те­риа­лу. А имен­но:

  1. Зам­ша — ма­те­риал до­ро­гой и де­фи­цит­ный. Хо­ро­шей зам­ши в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие мне и во­все не по­па­да­лось.
  2. Зам­ша — ма­те­риал очень раз­но­род­ный и не­по­стоян­ный, ее свой­ства силь­но варьи­руют от кус­ка к кус­ку, да­же в пре­де­лах од­но­го кус­ка его раз­ные участ­ки имеют раз­ную тол­щи­ну и плот­ность, по-раз­но­му рас­тя­ги­вают­ся, ли­ния наи­боль­ше­го со­про­тив­ле­ния рас­тя­ги­ва­нию в раз­ных фраг­мен­тах ориен­ти­ро­ва­на по-раз­но­му.
  3. Зам­ша лег­ко де­фор­ми­рует­ся. При этом, рас­тя­ги­ваясь в од­ном на­прав­ле­нии, она сжи­мает­ся в на­прав­ле­нии пер­пен­ди­ку­ляр­ном.
  4. Зам­ша силь­но из­ме­няет тембр ин­стру­мен­та, при­дает ему спе­ци­фи­чес­кую сип­лость, при уда­ре оклеен­но­го зам­шей мо­лот­ка о стру­ны слыш­но ха­рак­тер­ное «при­шле­пы­ва­ние», вы­зван­ное спе­ци­фи­кой ме­ха­ни­чес­ких свойств от­но­си­тель­но тол­сто­го слоя зам­ши.
  5. Рас­крой и на­клей­ка зам­ши — тру­до­ём­кий и дол­гий про­цесс, тре­бую­щий тер­пе­ния, ак­ку­рат­нос­ти, осо­бой сно­ров­ки.
  6. Час­тич­ная за­ме­на из­но­шен­ной зам­ши (пе­ре­клей­ка толь­ко из­но­сив­ших­ся по­ло­сок) не ре­ко­мен­дует­ся, так как по­до­брать но­вую зам­шу с те­ми же свой­ства­ми, что и у ста­рой, ско­рее все­го не удаст­ся, един­ство тем­бра ин­стру­мен­та бу­дет на­ру­ше­но.
  7. Ин­то­ни­ров­ка оклеен­но­го зам­шей мо­лот­ка по­чти не­воз­мож­на: для смяг­че­ния тем­бра оклеен­ный мо­ло­ток нуж­но бук­валь­но из­ре­ше­тить уко­ла­ми, а до­бить­ся боль­шей яр­кос­ти у туск­ло зву­ча­ще­го мо­лот­ка под зам­шей мне не уда­ва­лось во­об­ще.
  8. Срок служ­бы зам­ши яв­но не­до­ста­то­чен.

Всё пе­ре­чис­лен­ное на­во­дит на мысль: а нель­зя ли по­до­брать иной ма­те­ри­ал для оклей­ки мо­лот­ков, без этих не­до­стат­ков? Этот ма­те­ри­ал дол­жен об­ла­дать сле­дую­щи­ми свой­ства­ми:

  • быть не­до­ро­гим и до­ступ­ным;
  • об­ла­дать од­но­род­но­стью и ста­биль­но­стью свойств, как в од­ном кус­ке, так и в раз­ных пар­тиях;
  • об­ла­дать до­ста­точ­ным со­про­тив­ле­нием к рас­тя­же­нию в ра­бо­чем и пер­пен­ди­ку­ляр­ном на­прав­ле­ниях, же­ла­тель­но так­же, что­бы рас­тя­же­ние в ра­бо­чем на­прав­ле­нии не ска­зы­ва­лось на раз­ме­ре лос­кут­ка в на­прав­ле­нии пер­пен­ди­ку­ляр­ном;
  • по воз­мож­нос­ти не из­ме­нять тембр (ес­ли и из­ме­нять — то толь­ко в луч­шую сто­ро­ну) и не вно­сить в зву­ча­ние ин­стру­мен­та по­сто­рон­них при­зву­ков;
  • быть удоб­ным в ра­бо­те, до­пус­кать при­ме­не­ние приё­мов, эко­но­мя­щих си­лы и вре­мя;
  • по­зво­лять час­тич­ную за­ме­ну толь­ко из­но­шен­ных участ­ков зат­ца;
  • остав­лять воз­мож­ность ин­то­ни­ров­ки оклеен­но­го мо­лот­ка;
  • слу­жить до из­но­са и не­об­хо­ди­мос­ти за­ме­ны лет 10 или боль­ше.

Все­ми пе­ре­чис­лен­ны­ми свой­ства­ми об­ла­дает ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ный ма­те­риал — ткань прос­тей­ше­го сит­це­во­го пе­ре­пле­те­ния с со­ста­вом «хло­пок-лав­сан» в про­пор­ции 35/65. Та­кая ткань час­то упо­треб­ляет­ся на муж­ские ру­баш­ки, вы­гля­дит как обык­но­вен­ный си­тец, но не тре­бует гла­же­ния по­сле стир­ки.

В 2000 г. в алма­тин­ской ЦМШ мне при­шлось об­слу­жи­вать очень не­плохую от при­ро­ды, но силь­но из­но­шен­ную боль­шую кон­церт­ную «эс­то­нию» на­ча­ла 70-х го­дов, со шван­де­ров­ской ме­ха­ни­кой, на ко­то­рой на­чи­ная с се­ре­ди­ны 2-й ок­та­вы и вы­ше фильц на мо­лот­ках был про­бит по­чти, а кое-где и со­всем до де­ре­ва. За­ме­нять мо­лот­ки бы­ло не­чем, и я ре­шил на­клеить на со­всем сно­шен­ные го­лов­ки тол­стую мяг­кую ко­жу, но упря­тать ее не под зам­шу, как я де­лал рань­ше в та­ких же без­вы­ход­ных си­туа­циях, а под аль­тер­на­тив­ный ма­те­риал — хлоп­ко-лав­са­но­вую ткань. Для про­бы я оклеил не­сколь­ко мо­лот­ков этой тканью в раз­ных ре­ги­страх (в дис­кан­тах — с под­клей­кой слоя тол­стой кожи) и дол­го иг­рал на роя­ле, вслу­ши­ваясь в произо­шед­шее из­ме­не­ние тем­бра оклеен­ных мо­лот­ков. Убе­див­шись, что ху­же не ста­ло, ре­шил­ся на пол­ную оклей­ку.

Рас­крой лос­кут­ков тка­ни — де­ло то­же кро­пот­ли­вое, но го­раз­до бо­лее произ­во­ди­тель­ное, чем в слу­чае зам­ши: не нуж­но тя­нуть ку­сок в раз­ных на­прав­ле­ниях, пы­таясь опре­де­лить ось наи­боль­ше­го со­про­тив­ле­ния. Уток и ос­но­ва та­кой тка­ни оди­на­ко­вы, по­это­му мож­но про­сто на­ре­зать по­лос­ки вдоль ни­тей. Не нуж­но и при­ки­ды­вать за­пас ши­ри­ны по­лос­ки в рас­че­те на ее суже­ние при рас­тя­ги­ва­нии вдоль: как ни тя­ни по­лос­ку тка­ни, она от это­го уже не ста­нет. По­это­му кроить на­до точ­но по ши­ри­не мо­лот­ков с за­па­сом не бо­лее 0.5 мм.

Удоб­но за­го­то­вить сра­зу де­сят­ка два лен­то­чек дли­ной 10-20 см и при­клеить их к мо­лот­кам сна­ча­ла толь­ко од­ним кон­цом. К мо­мен­ту окон­ча­ния ра­бо­ты с по­след­ней из них, склей­ка на пер­вой уже впол­не окреп­нет, и мож­но бу­дет при­клеи­вать вто­рой ко­нец по­лос­ки с не­об­хо­ди­мым на­тя­же­нием. За­кон­чив ра­бо­ту с эти­ми 10-20 мо­лот­ка­ми, обре­заем из­ли­шек тка­ни ост­рым но­жом по кром­ке про­клеен­ного мес­та, ста­раясь не по­ре­зать фильц. Об­рез­ки лен­то­чек ис­поль­зуем для оклей­ки сле­дую­щей пар­тии мо­лот­ков.

Для оклей­ки луч­ше все­го ис­поль­зо­вать клей ПВА: бла­го­да­ря его бес­цвет­нос­ти мес­то склей­ки вы­гля­дит до­ста­точ­но ак­ку­рат­но, не­смот­ря на то, что клей про­пи­ты­вает ткань на­сквозь. Для пред­от­вра­ще­ния опа­да­ния ни­тей кро­мок тка­ни до­ста­точ­но по­сле оклей­ки про­гла­дить кром­ки по­ло­сок до­воль­но го­ря­чим утю­гом (тер­мо­ре­гу­ля­тор в по­ло­же­нии «хло­пок»), что­бы слег­ка опла­вить кон­цы по­пе­реч­ных ни­тей по­лос­ки тка­ни.

Та­ким спо­со­бом я все­го за 4 ча­са ра­бо­ты оклеил весь затц мо­лот­ков упо­мя­ну­той «эс­то­нии», при­чем во всей верх­ней по­ло­ви­не диа­па­зо­на при­шлось под­клеи­вать и ко­жу. Ре­зуль­тат был весь­ма удо­вле­тво­ри­тель­ный: тембр роя­ля, ра­нее рез­ко­ва­тый, слег­ка смяг­чил­ся, мак­си­маль­ная гром­кость, ра­нее яв­но чрез­мер­ная для не­боль­шой ком­на­ты, ока­за­лась те­перь под­хо­дя­щей, по­яви­лась воз­мож­ность, ра­нее не­до­сти­жи­мая, лег­ко управ­лять от­тен­ка­ми ти­хой иг­ры вплоть до тон­чай­ше­го пиа­нис­си­мо. Ин­то­ни­ров­ка оклеен­ных мо­лот­ков (кро­ме, ра­зу­меет­ся тех, на ко­то­рых под ткань бы­ла на­клеена ко­жа) ока­за­лась впол­не до­сти­жи­мой, при­чем на­ли­чие тка­ни как бы и во­все здесь не за­ме­ча­лось. Са­мое ин­те­рес­ное, что да­же мо­лот­ки с под­клеен­ной под ткань ко­жей со­всем не вы­па­да­ли из об­ще­го тем­бро­во­го строя ин­стру­мен­та: ха­рак­тер­ный для та­кой оклей­ки при зам­ше­вом верх­нем слое «де­ре­вян­ный» тембр от­сут­ство­вал, бы­ла лишь чуть за­мет­ная туск­ло­ва­тость и мень­шее раз­ли­чие окрас­ки зву­ка в пиа­но и фор­те.

Вско­ре я тем же спо­со­бом оклеил еще два роя­ля: один — по­жи­лой са­лон­ный «фёрстер» в этом же клас­се и ма­лень­кий силь­но из­но­шен­ный «крас­ный ок­тябрь» в кон­сер­ва­то­рии — в по­след­нем слу­чае так­же с под­клей­кой ко­жи в верх­них дис­кан­тах.

На се­год­ня, по ис­те­че­нии 10 лет, со­стоя­ние та­кое: ни еди­ной от­клей­ки, из­нос тка­ни прак­ти­чес­ки от­сут­ствует, до­стиг­ну­тый тембр ста­би­лен. С тех пор во всех слу­чаях, ког­да тре­бо­ва­лась оклей­ка мо­лот­ков, я ис­поль­зо­вал толь­ко ткань.

Ес­ли вновь об­ра­тить­ся к сфор­му­ли­ро­ван­ным вы­ше тре­бо­ва­ниям к за­ме­ни­те­лю зам­ши, то из ска­зан­но­го яс­но, что хлоп­ко-лав­са­но­вая ткань уже про­шла ис­пы­та­ние по всем пунк­там. И да­же ес­ли ткань со вре­ме­нем все-та­ки из­но­сит­ся, ее за­ме­на — хоть на од­ном мо­лот­ке, хоть на де­сят­ке — не со­ста­вит за­мет­но­го тру­да, а свой­ства но­вой по­лос­ки, ко­то­рую при­дет­ся на­клеить на мо­ло­ток вме­сто ста­рой, бу­дут впол­не со­от­вет­ство­вать об­ще­му строю мо­лот­ков, да­же ес­ли но­вая по­лос­ка бу­дет вы­крое­на из сов­сем дру­гой пар­тии этой тка­ни.

Ана­ли­зи­руя по­ве­де­ние оклеен­но­го мо­лот­ка в мо­мент уда­ра о стру­ны и срав­ни­вая свой­ства зам­ши и хлоп­ко-лав­са­но­вой тка­ни в ка­че­стве ма­те­риа­ла оклей­ки, мож­но уста­но­вить сле­дую­щее:

  1. Зам­ша об­ла­дает за­мет­ной тол­щи­ной и мас­сой, по­это­му в про­цес­се взаимо­дей­ствия мо­лот­ка со стру­на­ми в те­че­ние пер­вых до­лей мил­ли­се­кун­ды про­ис­хо­дит удар по­верх­но­сти зам­ши о стру­ны, сжа­тие зам­ши и толь­ко за­тем на­чи­нают про­яв­лять­ся упру­гие свой­ства филь­ца мо­лот­ка. Мо­мент уда­ра как бы рас­чле­няет­ся на три фа­зы: на­чаль­ный кон­такт, сжа­тие зам­ши, сжа­тие филь­ца. Толь­ко по­след­няя из этих фаз фор­ми­рует свой­ствен­ную роя­лю фор­му им­пуль­са си­лы, пе­ре­даю­ще­го энер­гию от мо­лот­ка стру­нам, две пер­вые фа­зы вно­сят в эту фор­му ха­рак­тер­ные ис­ка­же­ния, что и ска­зы­вает­ся на ка­че­стве тем­бра. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что и в мо­мент от­ско­ка мо­лот­ка от струн зам­ша при осво­бо­жде­нии и раз­жа­тии успе­вает как-то воз­дей­ство­вать своим вор­сом на стру­ны. Ткань же — ма­те­риал тон­кий и в срав­не­нии с мас­сой мо­лот­ка прак­ти­чес­ки не­ве­со­мый. Сжи­мает­ся (и раз­жи­мает­ся) она бы­стрее зам­ши ми­ни­мум во столь­ко раз, во сколь­ко тонь­ше ее. В сжа­том со­стоя­нии ткань со­хра­няет вы­со­кую эла­стич­ность, не ме­шая филь­цу сжи­мать­ся так, как он сжи­мал­ся бы, не бу­ду­чи во­все оклеен­ным. Бла­го­да­ря это­му фор­ма им­пуль­са си­лы уда­ра мо­лот­ка остает­ся прак­ти­чес­ки той же, что и у не­оклеен­но­го мо­лот­ка, тембр из­ме­няет­ся (смяг­чает­ся) в ми­ни­маль­ной сте­пе­ни, по­сто­рон­ние при­зву­ки и ис­ка­же­ния тем­бра от­сут­ствуют.
  2. Оце­ним ме­ру предохра­не­ния мо­лот­ко­во­го филь­ца от из­но­са. В слу­чае зам­ши ее тол­стый слой за­мет­но умень­шает де­фор­ма­цию во­ло­кон филь­ца и тем са­мым эф­фек­тив­но сни­жает ве­роят­ность их раз­ры­ва, по­те­ри их упру­гос­ти и не­же­ла­тель­но­го уплот­не­ния участ­ков, не­по­сред­ствен­но про­ти­во­стоя­щих стру­нам. Ткань в этом от­но­ше­нии усту­пает зам­ше: она тонь­ше и сжи­мает­ся «до упо­ра» зна­чи­тель­но рань­ше. Но рез­кое раз­ли­чие свойств зам­ши в про­доль­ном и по­пе­реч­ном на­прав­ле­ниях и прак­ти­чес­ки пол­ное от­сут­ствие та­ко­го раз­ли­чия у тка­ни при­во­дят к то­му, что пре­иму­ще­ство зам­ши ока­зы­вает­ся не­су­ще­ствен­ным. Да­же све­жая, не­из­но­шен­ная зам­ша ока­зы­вает ма­лое со­про­тив­ле­ние рас­тя­же­нию по­лос­ки в по­пе­реч­ном на­прав­ле­нии. В ре­зуль­та­те стру­на, хоть и «обер­ну­тая» зам­шей, имеет воз­мож­ность вре­зать­ся в те­ло мо­лот­ка до­ста­точ­но глу­бо­ко и воз­дей­ствует толь­ко на ма­лый учас­ток по­верх­нос­ти филь­ца, на­хо­дя­щий­ся не­по­сред­ствен­но под ней. Ста­рая, пусть да­же еще не про­би­тая на­сквозь зам­ша еще сла­бее в этом от­но­ше­нии. Ткань же, бла­го­да­ря своей вы­со­кой упру­гос­ти в по­пе­реч­ном на­прав­ле­нии рас­пре­де­ляет уси­лие уда­ра стру­ны на го­раз­до боль­шую пло­щадь по­верх­нос­ти го­лов­ки мо­лот­ка, ед­ва ли не на всю ее ши­ри­ну (ана­ло­гия: на­тя­ну­тый бре­зент кро­вати-рас­кла­душ­ки). Вслед­ствие это­го из­нос филь­ца под тканью ока­зы­вает­ся бо­лее рав­но­мер­ным по ши­ри­не го­лов­ки, а сле­до­ва­тель­но, оче­ред­ная шли­фов­ка мо­лот­ка по­тре­бует­ся поз­же, чем в слу­чае зам­ше­вой оклей­ки.
  3. До­ступ­ность хлоп­ко-лав­са­но­вой тка­ни и не­вы­со­кая тру­до­ем­кость ра­бо­ты с ней, ма­лое и по пре­иму­ще­ству по­ло­жи­тель­ное ее воз­дей­ствие на тем­бро­вые и иг­ро­вые свой­ства ин­стру­мен­тов поз­во­ляют ши­ро­ко при­ме­нять та­кую оклей­ку как для но­вых, так и для сред­не и силь­но из­но­шен­ных мо­лот­ков. Не­же­ла­тель­ность та­кой оклей­ки мо­жет воз­ник­нуть толь­ко в слу­чае не­до­ста­точ­но яр­ко­го тем­бра но­во­го роя­ля, уста­нов­лен­но­го в глав­ном боль­шом за­ле учеб­но­го или кон­церт­но­го учре­жде­ния. Од­на­ко мож­но быть уве­рен­ным, что по­сле 3-5 лет уме­рен­ной экс­плуа­та­ции та­ко­го ин­стру­мен­та фильц на его мо­лот­ках не­из­беж­но уплот­нит­ся, тембр ста­нет яр­че и жест­че, по­это­му уже не толь­ко не по­стра­дает от тон­ко­го слоя лег­кой тка­ни, но да­же на­про­тив, ста­нет мяг­че и бла­го­род­нее, оклей­ка как бы вер­нет мо­лот­ку его из­на­чаль­ные свой­ства. Ско­рость же из­но­са весь­ма до­ро­гих мо­лот­ков кон­церт­но­го роя­ля бу­дет умень­ше­на ед­ва ли не на по­ря­док.

С уче­том все­го ска­зан­но­го, я мо­гу сме­ло по­ре­ко­мен­до­вать опи­сан­ный ме­тод пред­у­пре­жде­ния из­но­са, а так­же ре­мон­та мо­лот­ков для всех ин­стру­мен­тов — как роя­лей, так и пиа­ни­но, как до­маш­них, так и кон­церт­ных.




назад в библиотеку